август 2017
Окончив архитектурную академию, двое дизайнеров из Екатеринбурга успели поработать со многими местными студиями и агентствами. И в один момент поняли, что пора начинать работать на себя, с тех пор Артем Кокшаров и Маша Сарычева производят бренды и сотрудничают с гигантами вроде «Яндекса».

Стиль живет
пока работает

— Что представляет собой брендинг в 2017 году? Каковы основные тенденции?
Вопрос актуален для акул, плавающих в море дизайна десятилетиями. Уверен, на него смогли бы ответить какие‐нибудь Chermayeff&Geismar&Haviv, история которых близится к веку. Они способны анализировать смену тенденций. Но в целом я думаю, что ничего не меняется, и с приобретением опыта понимаешь, что нельзя разрабатывать бренд по отдельным кускам: название, логотип, фирменный стиль, сайт, полиграфия. Нужно создавать все в целом и начинать с поиска крутой идеи для цельной концепции, чтобы видеть единую картину. И это я не затрагиваю подготовительный этап — понять аудиторию бренда и что ей нужно в этой жизни.
Артём
Суть брендинга особо не меняется с его зарождения. Бренд — ассоциация в сознании целевой аудитории, позиционирование, это эмоциональный посыл, огранка про‐ дукта или услуги. Если говорить о тенденциях в брендинге, то они идут в ногу со временем и технологиями, которые, как известно, шагнули очень далеко вперед — Интернет играет важную роль. Например, привлечение блогеров в рекламные кампании — это тоже брендинг, тоже символизм, формирование представления о бренде, определенных эмоций и ассоциаций. Раньше, например, были рисованные персонажи в телерекламе, а сейчас роль такого персонажа вполне может играть блогер в Сети, он становится представителем, иногда лицом бренда, и у того и у другого одна цель и задача, и прием, по сути, один, просто применяются новые технологии. Вообще, брендинг проникает во все области жизни, и если что‐то меняется в одной сфере или возникает новая область, то брендинг проникает и в нее, как случилось с Интернетом.
Маша
— Зачем вообще бизнесу нужны бренд и узнаваемость? Чтобы зарабатывать больше бабок и показывать конкурентам, что твой стиль круче, чем у них? Каких целей для бизнеса можно достичь
с помощью дизайна и оформления?
Дизайн и оформление продают, если все правильно сделать.
А
М
Самая главная цель для бизнеса — это развитие и прибыль. А для хорошего — еще и польза для людей, мы в это верим. С помощью брендинга, в котором огромную роль играет дизайн, формируется индивидуальность бизнеса, его харизма, к которой тянутся покупатели. Значит, создается доверие и лояльность к продукту, а это все напрямую влияет на отношение к фирме и на продажи.
— С чего начинать разработку собствен- ного бренда и как понять, что пришло время делать ребрендинг? Каков период жизни дизайна и визуального стиля?
Начинать стоит с поиска крутой концепции. Надоел старый бренд, понимаешь, что он устарел, возьми и сделай новый. Стиль живет, пока работает, все как у рабов.
Разработку собственного бренда нужно начинать с определения задач, которые стоят перед бизнесом, с философии бизнеса, так я это называю. Уже от целей компании, идеалов, которые она несет в мир, и аудито‐ рии, которую хочет привлечь, и нужно плясать. А ребрендинг стоит делать по разным причинам, например, когда философия компании меняется, или чтобы соответствовать духу времени и технологиям, чтобы привлечь новую аудиторию пользователей, или, наоборот, ее изменить, чтобы показать свой новый продукт. Причин может быть много, основная мысль — ребрендинг можно делать, когда в воздухе веет изменениями.
— Допустим, у моей компании есть сайт, вывеска, визитки. Но на продажах или расширении это никак не сказывается. Что мне делать?
Сменить менеджера по продажам и посмотреть, что получится.
Сайт, вывеска и визитки — это атрибуты, они важны, но, чтобы продавать или расширяться, нужно заниматься еще и позиционированием, продвижением и рекламой.
— Можно ли просто скопировать визульный стиль успешного бренда, немного его изменить и пользоваться?
Зависит от того, насколько изменить. Например, не так давно мы видели вывеску на магазине с названием «Идея», цвета, форма логотипа и даже шрифт слизаны с «ИКЕИ». К такому магазину нет доверия, все попахивает дешевой копией, обманом. Хотя, может, это кого‐то и привлечет, но это игрушечный бизнес, без идеи, без собственного лица, в огромные масштабы он не трансформируется и обречен исчезнуть, если не обретет собственную индивидуальность. Еще есть такое понятие «кради как художник», если дизайнер взял идею и переработал, совместил с чем-то, и в итоге получился совершенно новый стиль, продукт и так далее — так делать не только можно, но и нужно, в основном по этому пути и идет прогресс. Но это уже и копированием нельзя назвать. Если так, то почему бы и нет.
— Для каких сфер бизнеса, на ваш взгляд, совершенно не важен бренд и дизайн и существуют ли такие вообще?
Красота, культура и удобство важны в любой сфере.
Бренд — очень широкое понятие, и совсем маленькие фирмы, которые не собираются широко заявлять о себе, не обязаны быть брендом. Дизайн для них довольно ва- жен, опять же для привлечения нужной бизнесу аудитории.
— В этом году вы работали над онлайн- журналом про стартапы «ЛИФТ» для журнала «Бизнес и Жизнь». Почему вы не использовали существующий визуальный стиль и брендбук журнала, а с нуля разработали собственный? Что это дало?
Отличие целевой аудитории заставило нас разработать визуал с нуля. Якоря старого стиля не соответствовали задачам, которые мы хотели решить, не удовлетворяли потребностям аудитории. И самое важное: не вписыва- лись в современные представления об онлайн-журналах. Новый проект — новый стиль.
У этих двух журналов разные задачи, разная аудитория, а следовательно, и разное позиционирование. Новая аудитория бы просто не привлекалась, в лучшем случае осталась бы старая, в худшем ушла бы и она, не поняв формат. В «ЛИФТе» акцент на молодежь, идейность, можно сказать, юношеский драйв, имеется в виду не возраст, а именно стиль жизни. «БЖ» — это больше солидность. Довольно контрастные ипостаси. Поэтому решено было разработать новый стиль. В итоге нужная целевая аудитория привлечена, и старая осталась и интересуется, двойной бонус.
— В проекте «ЛИФТ» пересекается веб и полиграфический дизайн. Сложно ли сделать единый стиль для всего и легко ли встроить сайт в мероприятие?
Мы их вообще не разделяем, есть визуальный ключ, которому подчиняются и веб, и полиграфия. Сайт никуда не встраивается, есть концепция, из которой выросли и сайт, и мероприятие.
А
М
А
М
М
А
М
А
М
М
июль 2017
Заводы стоят,
а мы производим бренды
интервью онлайн- журналу Лифт
август 2017
Стиль живет
пока работает
Окончив архитектурную академию, двое дизайнеров из Екатеринбурга успели поработать со многими местными студиями и агентствами. И в один момент поняли, что пора начинать работать на себя, с тех пор Артем Кокшаров и Маша Сарычева производят бренды и сотрудничают с гигантами вроде «Яндекса».
— Что представляет собой брендинг в 2017 году? Каковы основные тенденции?
Артём:
Вопрос актуален для акул, плавающих в море дизайна десятилетиями. Уверен, на него смогли бы ответить какие‐нибудь Chermayeff&Geismar&Haviv, история которых близится к веку. Они способны анализировать смену тенденций. Но в целом я думаю, что ничего не меняется, и с приобретением опыта понимаешь, что нельзя разрабатывать бренд по отдельным кускам: название, логотип, фирменный стиль, сайт, полиграфия. Нужно создавать все в целом и начинать с поиска крутой идеи для цельной концепции, чтобы видеть единую картину. И это я не затрагиваю подготовительный этап — понять аудиторию бренда и что ей нужно в этой жизни.

Маша:
Суть брендинга особо не меняется с его зарождения. Бренд — ассоциация в сознании целевой аудитории, позиционирование, это эмоциональный посыл, огранка про‐ дукта или услуги. Если говорить о тенденциях в брендинге, то они идут в ногу со временем и технологиями, которые, как известно, шагнули очень далеко вперед — Интернет играет важную роль. Например, привлечение блогеров в рекламные кампании — это тоже брендинг, тоже символизм, формирование представления о бренде, определенных эмоций и ассоциаций. Раньше, например, были рисованные персонажи в телерекламе, а сейчас роль такого персонажа вполне может играть блогер в Сети, он становится представителем, иногда лицом бренда, и у того и у другого одна цель и задача, и прием, по сути, один, просто применяются новые технологии. Вообще, брендинг проникает во все области жизни, и если что‐то меняется в одной сфере или возникает новая область, то брендинг проникает и в нее, как случилось с Интернетом.
— Зачем вообще бизнесу нужны бренд и узнаваемость? Чтобы зарабатывать больше бабок и показывать конкурентам, что твой стиль круче, чем у них? Каких целей для бизнеса можно достичь с помощью дизайна и оформления?
Артём:
Дизайн и оформление продают, если все правильно сделать.

Маша:
Самая главная цель для бизнеса — это развитие и прибыль. А для хорошего — еще и польза для людей, мы в это верим. С помощью брендинга, в котором огромную роль играет дизайн, формируется индивидуальность бизнеса, его харизма, к которой тянутся покупатели. Значит, создается доверие и лояльность к продукту, а это все напрямую влияет на отношение к фирме и на продажи.
— С чего начинать разработку собствен- ного бренда и как понять, что пришло время делать ребрендинг? Каков период жизни дизайна и визуального стиля?
Артём:
Начинать стоит с поиска крутой концепции. Надоел старый бренд, понимаешь, что он устарел, возьми и сделай новый. Стиль живет, пока работает, все как у рабов.

Маша:
Разработку собственного бренда нужно начинать с определения задач, которые стоят перед бизнесом, с философии бизнеса, так я это называю. Уже от целей компании, идеалов, которые она несет в мир, и аудито‐ рии, которую хочет привлечь, и нужно плясать. А ребрендинг стоит делать по разным причинам, например, когда философия компании меняется, или чтобы соответствовать духу времени и технологиям, чтобы привлечь новую аудиторию пользователей, или, наоборот, ее изменить, чтобы показать свой новый продукт. Причин может быть много, основная мысль — ребрендинг можно делать, когда в воздухе веет изменениями.
— Допустим, у моей компании есть сайт, вывеска, визитки. Но на продажах или расширении это никак не сказывается. Что мне делать?
Артём:
Сменить менеджера по продажам и посмотреть, что получится.

Маша:
Сайт, вывеска и визитки — это атрибуты, они важны, но, чтобы продавать или расширяться, нужно заниматься еще и позиционированием, продвижением и рекламой.
— Можно ли просто скопировать визульный стиль успешного бренда, немного его изменить и пользоваться?
Маша:
Зависит от того, насколько изменить. Например, не так давно мы видели вывеску на магазине с названием «Идея», цвета, форма логотипа и даже шрифт слизаны с «ИКЕИ». К такому магазину нет доверия, все попахивает дешевой копией, обманом. Хотя, может, это кого‐то и привлечет, но это игрушечный бизнес, без идеи, без собственного лица, в огромные масштабы он не трансформируется и обречен исчезнуть, если не обретет собственную индивидуальность. Еще есть такое понятие «кради как художник», если дизайнер взял идею и переработал, совместил с чем-то, и в итоге получился совершенно новый стиль, продукт и так далее — так делать не только можно, но и нужно, в основном по этому пути и идет прогресс. Но это уже и копированием нельзя назвать. Если так, то почему бы и нет.
— Для каких сфер бизнеса, на ваш взгляд, совершенно не важен бренд и дизайн и существуют ли такие вообще?
Артём:
Красота, культура и удобство важны в любой сфере.

Маша:
Бренд — очень широкое понятие, и совсем маленькие фирмы, которые не собираются широко заявлять о себе, не обязаны быть брендом. Дизайн для них довольно ва- жен, опять же для привлечения нужной бизнесу аудитории.
— В этом году вы работали над онлайн- журналом про стартапы «ЛИФТ» для журнала «Бизнес и Жизнь». Почему вы не использовали существующий визуальный стиль и брендбук журнала, а с нуля разработали собственный? Что это дало?
Артём:
Отличие целевой аудитории заставило нас разработать визуал с нуля. Якоря старого стиля не соответствовали задачам, которые мы хотели решить, не удовлетворяли потребностям аудитории. И самое важное: не вписывались в современные представления об онлайн-журналах. Новый проект — новый стиль.

Маша:
У этих двух журналов разные задачи, разная аудитория, а следовательно, и разное позиционирование. Новая аудитория бы просто не привлекалась, в лучшем случае осталась бы старая, в худшем ушла бы и она, не поняв формат. В «ЛИФТе» акцент на молодежь, идейность, можно сказать, юношеский драйв, имеется в виду не возраст, а именно стиль жизни. «БЖ» — это больше солидность. Довольно контрастные ипостаси. Поэтому решено было разработать новый стиль. В итоге нужная целевая аудитория привлечена, и старая осталась и интересуется, двойной бонус.
— В проекте «ЛИФТ» пересекается веб и полиграфический дизайн. Сложно ли сделать единый стиль для всего и легко ли встроить сайт в мероприятие?
Маша:
Мы их вообще не разделяем, есть визуальный ключ, которому подчиняются и веб, и полиграфия. Сайт никуда не встраивается, есть концепция, из которой выросли и сайт, и мероприятие.
Интервью с нами